Навигация по навигации. Часть 2: Дополнительные средства.

Поисковая форма (поиск по сайту)

Простая поисковая форма стала почти обязательным атрибутом большинства сайтов в общем-то по праву. Чем больше сайт, тем сложнее отыскать на нем что-то. Пользователь не любит делать больше 3-5 кликов для того, чтобы добраться до нужной информации. В название раздела или подраздела, содержащих большое количество страниц, вряд ли возможно указать все темы, о которых идет речь. И даже видя общее наименование, в которое может уложиться та или иная тема, человек понимает, что это не гарантия того, что она там действительно есть.
Но достаточно набрать ключевую фразу в поисковой форме и пред глаза предстанет список страниц, которые гарантировано так или иначе связаны с нужной темой, а значит и информации и возможности выбора больше, нежели на одной странице, которую путем долгих поисков найдешь по ссылкам. Или сразу поймешь, что тебе здесь делать нечего – информации нет.
В свете всего сказанного поисковая форма – вещь очень нужная. И чем больше сайт, тем больше в ней необходимости, и тем более сложным должен быть алгоритм, оценивающий релевантность информации различным запросам.

Карта сайта

Не всегда представляется возможным отразить полную рубрикацию сайта – показать пользователю все разделы и подразделы, вплоть до конкретных материалов. Карта сайта – инструмент, экономящий время и усилие пользователя. Гораздо удобнее найти глубокую подрубрику, не показанную в меню, на карте, нежели искать методом проб и ошибок. Как и поиск, карта нужна крупным проектам.

Внутренняя баннерная система

Вообще любые средства навигации по сути можно отнести к инструментам «Интернет-мерчандайзинга». Термин несколько необычен, не приходилось слышать, чтобы кто-то пытался провести аналогию между организацией торгового места и навигацией Интернет-ресурса, и тем не менее. Инструмент, о котором идет речь, как нельзя лучше подтверждает правомерность данного термина. Внутренняя баннерная система сродни рекламе на месте продажи: стикерам, флайерам и т.д., причем, в фирменном магазине. Лояльность клиента пришедшего на Ваш сайт уже довольно высока и примерно равна лояльности покупателя, пришедшего в фирменный магазин – он открыт, доверчив и готов воспринять новую информацию. Не правильно было бы не использовать такую ситуацию. Механизмы воздействия в данном случае почти те же, что и в off-line – цвет и движение. Создайте комплект анимированных баннеров с самыми актуальными Вашими предложениями и разместите их на страницах сайта. За какой бы информацией не пришел пользователь на Ваш сайт – шанс того, что помимо нужной ему информации он познакомится и с той, которую Вы хотите ему предложить – очень сильно возрастает. 

Электронный помощник

Этот инструмент можно назвать еще «поиском для ленивых». Суть его заключается в том, что пользователь ищет не при помощи запросов поисковой форме, а по наводящим вопросам, которые Вы ему задаете. При помощи такого инструмента можно дать пользователю найти товар или услугу с заранее определенными параметрами, которые ему подойдут. Ну, например, поиск платья по размеру, цвету, марке и т.д. Или поиск документов необходимых при оформлении страхования того или иного случая. Почти в любом деле можно найти применение такому инструменту. Удобен он и для пользователей, которые сами не точно представляют себе, что хотят, и для тех, кто ищет ответ на вполне конкретный вопрос. В первом случае, отвечая на Ваши вопросы, он более точно определяется в своих желаниях, во втором - он получает четкую консультацию и удостоверяется, что Вы точно знаете чем ему помочь. И в том и в другом случае выигрывает Ваш авторитет и повышается лояльность клиента.

Модуль сравнения характеристик

Этот инструмент делает комфортным для пользователя окончательный выбор товара или услуги. Согласитесь, не всегда получается держать в голове значения параметров в чем-то близких товаров, особенно если и тех и других (и товаров, и параметров) много. Вместо этого, пользователю было бы удобнее увидеть все характеристики аналогичных товаров в виде одной таблицы и сравнить. Таким образом Вы очень сильно экономите время и силы пользователя, что конечно же Вам зачтется.

Кажется, мы разобрали если не все, то подавляющее большинство инструментов, облегчающих пользователю жизнь на Вашем сайте и ведущих его не только к нужной ему, но и выгодной Вам информации. В заключение хотелось бы сделать несколько общих замечаний.

  • По поводу графического оформления элементов навигации можно заметить, что чем проще и привычнее оно будет, тем лучше. Пользователь не должен угадывать, что скрывается за той или иной кнопкой. В Сети сформировался ряд стандартов, по которым опознается тот или иной элемент навигации. Так, например, как мы писали, логотип воспринимается, как ссылка на главную страницу сайта (иногда - раздела), карту сайта принято изображать в виде дерева папок, компаса, розы ветров; знаком вопроса обозначаются инструкции и другие вспомогательные материалы и так далее.
  • Существует способ сохранить навигацию перед глазами пользователя, даже в то время, когда работает прокрутка страницы. Обычно это делается при помощи фреймов, но можно реализовать подвижное меню на java-script. По поводу использования java-script в навигации мы писали в Части 1.
    По поводу фреймов: в возможности реализовать статическую навигацию – единственный их плюс, зато минусы гораздо значительнее. Во-первых, пользователь не сможет сохранить реальный адрес документа при помощи занесения в избранное, а сохранит только адрес навигационного фрейма, который может быть одинаковым у ряда страниц, на которых он использован. Следовательно, в следующий раз он снова будет мучительно разыскивать нужную ему информацию. Во-вторых, не все поисковые машины хорошо воспринимают фреймы и, если Вам понадобится продвигать в них сайт, могут возникнуть проблемы. В свете всего сказанного, лучше избегать фреймов на сайте и создать комфортную навигацию другими способами.
  • Отдельное внимание хотелось бы обратить на страницы ошибок. Любой пользователь по опыту знает, как неприятно натыкаться в Сети на пустые страницы, сообщающие о какой-либо ошибке, например 404 – отсутствие страницы с определенным адресом на сервере. Что бы не являлось причиной ошибки 404: удаление ранее существовавшей страницы, некорректный набор адреса пользователем и т.д., она – потеря и для пользователя, потому что он не нашел интересующей его информации, и для Вас, потому что пользователь не обратился к Вашему замечательному сайту и скорее всего уйдет искать информацию на другом.
    Но почему бы не использовать даже это досадное недоразумение к своей пользе? Сделать это возможно, расположив на странице, кроме сообщения об ошибке дополнительную информацию о содержании Вашего сайта, создать ее в стиле сайта, предложив пользователю все средства навигации, доступные на остальных страницах, или вообще переадресовать на главную страницу. Конечно, вероятность того, что пользователь уйдет, остается, но шанс, что задержится, так же повышается.
  • Еще один неприятный момент, который как раз может привести к ошибке 404 – использование динамических url-адресов. Если на Вашем сайте есть динамический контент, изменяющий свой адрес с течение времени, Вам следует побеспокоиться о том, чтобы существовавшие некогда адреса были связаны с новыми постоянными адресами материалов, чтобы пользователь в любой момент мог вернуться к заинтересовавшей его информации. Если Вы не желаете этого делать, то тем более займитесь оформлением страницы с ошибкой 404.

© Студия IdeeFixe / http://ideefixe.ru/